25.06.2015 08:11

Если блок управления отвечает вору

Электроника на защите автомобиля является тем сдерживающим фактором, который можно обойти. Но в распоряжении автомобилистов есть новые системы безопасности. Вот как они работают.

Сколько времени необходимо, чтобы угнать автомобиль? Достаточно подключить модифицированный электронный блок управления, чтобы обойти иммобилайзер. Мы проверили лично, сымитировав кражу легкового автомобиля. Приговор, приводящий к замешательству, отразил состоявшуюся реальность: неприкосновенных машин не существует, и в реальности имеется постоянная игра в полицейских и воров между, с одной стороны, автомобильными компаниями и производителями противоугонных устройств, с другой – преступными элементами. Иногда в выигрыше оказываются первые, иногда - вторые. К счастью, благодаря последним достижениям в области технологий, водитель может защитить свой автомобиль с высокой вероятностью успеха: в этом имеется также заслуга беспроводной сигнализации нового уровня, как мы увидим во втором тесте. Вот как это произошло.

 

ПРИТЧА ОБ ИММОБИЛАЙЗЕРЕ

Перед тем, как приступить к тестированию, нужно сделать небольшой шаг назад. В 1991 году, после падения Берлинской стены, в Германии кражи автомобилей возросли в четыре раза. В немецких газетах того времени очень злобно намекали, что автомобильный голод в бывшей ГДР достиг такой точки, что поглощал даже авто не совсем законного происхождения. И под давлением мощных немецких страховых компаний, уже с 1992 года, производители начали думать о системе безопасности, способной уникальным образом соединить ключ зажигания с автомобилем. Первые иммобилайзеры (так называлось устройство) увидели свет в 1994 году на некоторых Фордах и Фольксвагенах, и уже в следующем году Европейский союз делает их обязательными. В течение нескольких лет чип внутри ключа, который взаимодействовал с блоком управления машины и давал разрешение на пуск, предоставлял относительное спокойствие водителям и затруднял жизнь ворам. Последние, однако, не остались в стороне. Попытка за попыткой, им удалось найти способ, как вмешаться в блок управления автомобилем, минуя ненавистный иммобилайзер. Как мы демонстрируем в нашем тесте, кража происходит следующим образом: злоумышленник приходит к своей добыче уже оснащенный блоком управления без кода. Вместе с сообщником, после вскрытия машины и поломки замка зажигания, он подключает свой блок к двигателю и запускает его, в полном согласии с транспондером и всякой прочей чертовщиной. Мы раздобыли один из таких "фальсифицированных" блоков и подключили его к электропроводке нашего легкового автомобиля. Двигатель не только запустился без проблем, но сделал это даже без намека на отказ: в самом деле, ни один индикатор неисправности не загорелся на приборной панели. Хорошая работа, ничего не скажешь. Назло ворам, однако, надо сказать, что не всегда легко заполучить одну из этих штуковин, так что часто те, кто смог найти блок управления к, скажем, Фольксваген Гольф с определенным двигателем, сможет воровать только его. Только более организованные банды могут себе позволить собрать на черном рынке разнообразные блоки управления, позволяющие угонять разные моделей автомобилей.


МНОГОУРОВНЕВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Как мы увидели, иммобилайзер может быть препятствием только для не очень способных воров, у которых небольшое количество ресурсов. Для профессионалов это оказывается пустой формальностью. Однако, чтобы склонить чашу весов в пользу автомобилистов, были созданы противоугонные электронные системы последнего поколения, такие как та, которая установлена на флагманский автомобиль нашего второго теста. Из простых коробок с сиреной и блокировкой двигателя они превратились в сложные многозадачные системы, которые могут общаться с центральным блоком управления и с владельцем, как через сети GSM, так и по GPS (а также на высоких частотах и в ультра-быстрых сетях), периодически сообщая о местонахождении транспортного средства. Инновация, помимо миниатюризации компонентов (их легче скрыть), состоит также в другом подходе к кражам. Исходя из принципа, что во время кражи связь между автомобилем и блоком управления (или владельцем) может быть прервана в любой момент, новые системы стремятся защитить автомобиль, даже если он электронно изолирован. Они делают это путем установки серии ловушек возрастающей сложности, чтобы дезориентировать вора. Первой из них является блокирование двигателя через несколько программируемых секунд - задержка, от которой невозможно избавиться на дороге, потому что для этого необходимо разобрать половину машины и использовать сложное оборудование. И, так как на сработавшую аварийную сигнализацию в настоящее время никто не обращает внимания, эффектная финальная сцена: генератор пиротехнического дыма, который заставит уголовника дезориентироваться и привлечет внимание прохожих, которые, может быть, смогут вызвать правоохранительные органы. Существует, однако, вероятность того, что вор окажется серьезно подготовленным к любой неожиданности и оснащен эвакуатором. Но, даже если он сможет спрятать автомобиль в изолированном месте, чтобы спокойно поработать над отключением системы сигнализации, не факт, что он это сделает, потому что чип, который блокирует двигатель, может оказаться не одним: там их может быть до шести, настолько маленьких, что они могут быть размещены в наиболее немыслимых местах. Просто следуйте по электропроводке в обратном направлении и обнаружите размыкания, скажут некоторые. Конечно, но эта процедура могла сработать со старыми противоугонными устройствами. С оборудованием последнего поколения блоки двигателя "молчат" или остаются невидимыми до тех пор, пока автомобиль не начнет двигаться, что делает бесполезным их поиск традиционными методами. Агрессивная, жесткая, если хотите, но эффективная защитная система, способная защитить не только флагманы модельного ряда, но также малогабаритные и обычные легковые автомобили.

 

В то время как соучастник отключает оригинальный блок управления и подключает блок без защиты, вор взламывает замок зажигания и запускает двигатель. Таким образом, иммобилайзер больше не может выполнять свою функцию.

 

СМЕРТЬ ЭЛЕКТРОННОГО КОДА

Если вы когда-нибудь задавали себе вопрос, что находится внутри блока управления двигателем, ответ найдете на фотографии, которую видите рядом. Если бы мы не сказали, что это такое, вполне возможно, это могла бы быть материнская плата компьютера или стиральной машины. Однако те, кто работает с этими схемами, знают наизусть каждый чип и конденсатор, припаянные на плату, а также будут в состоянии определить двигатель, которым он управляет, даже не видя этикетку. Впрочем то, что интересует воров - это не то, что видно, а то, что скрыто внутри интегральной схемы. Это полоски кода, которые передают инструкции компонентам, оборудованию, как программное обеспечение компьютера. Среди их складок прячутся скрытые коды, которые взаимодействуют с антенной, находящейся в замке зажигания. Она, после того, как обнаружила присутствие встроенного транспондера в ключе, посылает сигнал на блок управления и позволяет запустить двигатель. Техник на службе у злоумышленников обнаружит последовательность и, в зависимости от типа устройства, отключит его или перепрошьет таким образом, чтобы обеспечить "старт" в автоматическом режиме, даже без сигнала антенны. Компании, по понятным причинам, очень ревниво относятся к технологиям блоков управления, и часто делают их недоступными, погружая схемы в смолу. Для воров добраться до них - это большая работа, но часто им все же это удается.

МНОГОЗАДАЧНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

В Российской Федерации угоны автомобилей являются еще худшим бедствием, чем у нас (В Италии – прим. перев.), с щекотливыми социальными последствиями. Вот почему некоторые из самых передовых на сегодняшний день противоугонных устройств на рынке были задуманы на Востоке. Бизнес, в который также бросились компании-поставщики военной продукции в погоне за новыми сделками после распада СССР. В нашем тесте вор запускает двигатель путем клонирования данных блока управления. Автомобиль трогается с места, но сразу же после этого блокируется, независимо от того, будет он заглушен или нет генератором помех. Система, поняв, что за рулем не владелец, остановит двигатель и запустит дым: шок гарантирован.

ДОСТУПНЫЙ ЩИТ

Сколько все это стоит? На топ-сигнализацию модельного ряда, который мы тестировали, Pandora DXL 5100, будут потрачены 1050 евро (без учета установки), но если отказаться от нескольких аксессуаров, а защищаемый автомобиль не будет иметь слишком высокую стоимость, могут оказаться достаточными около 500 евро для устройства средней ценовой категории (3910). Сколько времени понадобится злоумышленникам, чтобы узнать, как их обойти? Мы не знаем, но верно то, что, по крайней мере, в данный момент, водитель имеет явное преимущество.

 

Данная статья является переводом статьи, посвященной автосигнализациям Pandora, опубликованной в итальянском журнале «Quattroruote Italy».